Положение о самостоятельной работе обучающихся в ОмГУ

Принято решением Ученого совета
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
01 марта 2013 г.


ПОЛОЖЕНИЕ
о самостоятельной работе студентов и слушателей, обучающихся в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского


Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 27.11.2002 г. № 14-55-996ин/15 "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Самостоятельная работа студентов и слушателей (далее - СРС) является одним из видов учебной работы. СРС может быть как аудиторной, то есть выполняемой в ходе аудиторных занятий по расписанию, так и внеаудиторной.

1.2. Основными принципами организации СРС являются: максимальная индивидуализированность, систематичность, непрерывность, сотрудничество преподавателя и студента, дифференциация по степени сложности на каждом этапе освоения основной образовательной программы.

1.3. Целью самостоятельной работы студентов является приобретение новых знаний, систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов. СРС направлена на решение следующих задач:

1.3.1. Углубление и расширение теоретических знаний;

1.3.2. Формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

1.3.3. Развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

1.3.4. Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

1.3.6. Развитие исследовательских умений;

1.3.7. Формирование потребности в непрерывном образовании.

1.4. Аудиторная самостоятельная работа студентов (далее — АСРС) по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий.

1.5. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее - ВСРС) — планируемая учебная, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. ВСРС расписанием занятий не регламентируется.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

2.1. Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется при разработке учебных планов, рабочих программ дисциплин.

2.2. Основными требованиями при определении норм ВСРС являются:

2.2.1. Соотношение между аудиторной и самостоятельной работой студентов в рабочих учебных планах, определяемое в соответствии с ГОС (ФГОС);

2.2.2. Установление обьема времени, отводимого на ВСРС по каждой учебной дисциплине, с учетом требований к уровню подготовки по ней студентов. Предложения по объему времени разрабатываются непосредственно преподавателями дисциплин, исходя из опыта их работы и оценки результатов обучения студентов;

2.2.3. Обоснование времени, затрачиваемого на выполнение СРС.

2.3. С целью активизации самостоятельной работы студентов до 20% лекционных и практических занятий по дисциплине отводится на контроль самостоятельной работы студентов. Часы, отводимые на контроль самостоятельной работы студентов по дисциплине, включаются в расписание занятий.

2.4. Формы самостоятельной работы, задания, порядок, формы и сроки проведения текущего контроля фиксируются в рабочей программе дисциплины. Планирование ВСРС при разработке рабочей программы дисциплины осуществляется преподавателем дисциплины при содействии заведующего кафедрой и заключается в определении содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по всем темам, которые выносятся на ВСРС, и в установлении форм и методов контроля результатов.

2.5. Виды и содержание заданий для ВСРС должны, как правило, иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать особенности специальности (направления подготовки), а также индивидуальные особенности студентов.

Задания для ВСРС должны быть репродуктивными, частично—поисковыми и (или) поисковыми.

Репродуктивная ВСРС должна предусматривать использование студентами методических материалов, в которых фиксируется последовательность изучения материала и обращается внимание на особенности изучения отдельных вопросов.

ВСРС, носящая частично—поисковый характер и поисковый характер, должна быть ориентирована на самостоятельный выбор студентами методов и способов выполнения работы, на развитие навыков творческого мышления.

2.6. Самостоятельная работа студентов может проводиться в следующих формах:

2.6.1. Подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;

2.6.2. Изучение (реферирование, аннотирование) монографий или их отдельных глав, статей, хрестоматий и сборников документов;

2.6.3. Выполнение письменных работ (написание эссе, рефератов, составление конспектов и др.)

2.6.4. Изучение тем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;

2.6.5. Выполнение контрольных работ;

2.6.6. Выполнение исследовательских и творческих заданий;

2.6.7. Выполнение курсовых работ (проектов) и выпускных квалификационных работ;

2.6.8. Подготовка к зачетам и экзаменам.

2.7. Текущий контроль самостоятельной работы студента планируется по каждой учебной дисциплине с выставлением оценки не менее двух раз в течение семестра для обучающихся по очной форме обучения. Планирование контроля ВСРС должно включать отбор средств контроля, определение этапов и разработку индивидуальных форм контроля.

2.8. Формами контроля ВСРС являются:

2.8.1. Итоговые семестровые зачеты и экзамены;

2.8.2. Индивидуальные беседы и консультации с преподавателем;

2.8.3. Проверка рефератов и письменных текстов докладов;

2.8.4. Коллоквиумы;

2.8.5. Проверка письменных отчетов;

2.8.6. Тестирование;

2.8.7. Промежуточные зачеты;

2.8.8. Проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой;

2.8.9. Проверка конспектов практических занятий, источников, монографий и статей;

2.8.10. Защита творческих работ;

2.8.11. Самоотчеты;

2.8.12. Заполнение тестовых карт по определенным заданиям и др.

2.9. Текущий контроль самостоятельной работы студентов может проводиться с использованием балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в соответствии с Положением о применении балльно-рейтинговой системы в ОмГУ, утверждаемым приказом ректора.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

3.1. Организация самостоятельной работы студентов возлагается на преподавателя, ведущего учебную дисциплину, и заведующего кафедрой.

3.2. Преподаватель обязан:

3.2.1. Предоставлять для размещения в локальной сети факультета (на сайте факультета, странице кафедры) рабочую программу дисциплины;

3.2.2. Разрабатывать задания для ВСРС и методические указания (рекомендации) по их выполнению и оформлению;

3.2.3. Доводить до студентов планируемые сроки текущего контроля ВСРС на первом занятии по дисциплине в семестре;

3.2.4. Своевременно в часы, отведенные для аудиторных занятий, доводить до студентов задания для ВСРС и методические указания (рекомендации) по их выполнению;

3.2.5. В необходимых случаях осуществлять подбор рекомендуемой литературы с учетом ее наличия в библиотеке ОмГУ, других доступных для студентов библиотеках, интернет-сайтах и др.;

3.2.6. Проводить консультации студентов согласно утвержленному графику консультаций;

3.2.7. Использовать для информирования студентов электронные каналы коммуникации;

3.2.8. Проводить текущий контроль самостоятельной работы студентов в установленные сроки;

3.2.9. Информировать студентов о результатах текущего контроля не позднее занятия по данной учебной дисциплине, следующего за завершением оценивания.

3.3. Заведующий кафедрой обязан:

3.3.1. Составлять, утверждать и при необхолимости корректировать график консультаций преподавателей на очередной семестр;

3.3.2. Осуществлять контроль за деятельностью преподавателя по организации СРС;

3.3.3. Контролировать наличие и доступность для студентов в локальной сети (на сайте факультета, странице кафедры) рабочих программ дисциплин по закрепленным за кафедрой дисциплинам.

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

4.1. Материально-техническое обеспечение СРС должно обеспечивать:

4.1.1. Оснащенность библиотеки основной и дополнительной литературой, достаточной для организации СРС, включая периодические издания, электронные библиотечные системы и базы данных, а также техническими средствами для поиска необходимой литературы и ее копирования;

4.1.2. Доступность рабочих программ дисциплин, учебных материалов, иных методических разработок на электронных носителях;

4.1.3. Развитие электронной образовательной среды посредством размещения учебных и методических материалов в электронной форме на специализированных серверах ОмГУ, использования штатных сервисов и средств поддержки учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий и информационных систем дистанционного обучения;

4.2. Обязательными условиями повышения результативности СРС являются:

4.2.1. Увеличение доли самостоятельной работы студента над изучаемым материалом.

4.2.2. Оптимизация методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;

4.2.3. Совершенствование системы текущего контроля работы студентов, в том числе введение балльно-рейтинговой системы.

4.2.4. Совершенствование методики проведения практик и научно—исследовательской работы студентов;

4.2.5. Модернизация системы курсового и дипломного проектирования, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач.

4.3. Нормы времени по ВСРС для планирования работы преподавателя регламентируются приказом ректора.

5. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ВСРС

5.1. Работа преподавателя по руководству ВСРС отражается в индивидуальных планах преподавателя.

5.2. Вопросы организации, качества руководства, методической обеспеченности ВСРС рассматриваются и анализируются на заседаниях кафедр, учебно-методических комиссий, ученых советов факультетов не реже 1 раза в год.

Оригинал