Положение об академической мобильности студентов и аспирантов в ОмГУ

Принято решением Ученого совета
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
05 июля 2013 г.


ПОЛОЖЕНИЕ
об академической мобильности студентов и аспирантов
в Омском государственном университете
им. Ф.М. Достоевского


Настоящее Положение регламентирует основания, порядок и условия организации академической мобильности студентов и аспирантов Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (далее — ОмГУ, Университет) и студентов, аспирантов других организаций, принимаемых на обучение в ОмГУ.

1. Основные понятия

В настоящем Положении использованы следующие понятия:

Академическая мобильность - обучение студентов и аспирантов, в том числе проведение исследований, в другой российской или зарубежной организации в течение определенного срока, осуществляемое целенаправленно в рамках договоров и соглашений ОмГУ с российскими и зарубежными организациями. Академическая мобильность может реализовываться в следующих формах:

- обучение в принимающей организации в рамках освоения образовательной программы направляющей организации;

- обучение в принимающей организации в рамках освоения совместной образовательной программы.

Организация, организация-партнер — организация, в том числе образовательная организация высшего образования, участвующая совместно с ОмГУ в реализации программы академической мобильности, обладающая ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Направляющая организация — организация, которая направляет студента, аспиранта на обучение в другую организацию.

Принимающая организация — организация, которая принимает студента, аспиранта на обучение из другой организации.

Учебное подразделение — факультет, институт, кафедра ОмГУ.

Совместная образовательная программа — образовательная программа, разработанная и реализуемая в сетевой форме, обеспечивающая возможность ее освоения обучающимся с использованием ресурсов нескольких организаций.

2. Разработка программ академической мобильности

2.1. Программы академической мобильности разрабатываются в целях повышения качества образования и научных исследований на основе интеграции интеллектуального потенциала ОмГУ и других организаций Российской Федерации и зарубежных стран.

2.2. Разработка программ академической мобильности осуществляется учебными подразделениями ОмГУ совместно с организациями-партнерами и при содействии административных подразделений Университета в рамках договоров ОмГУ с организациями Российской Федерации и иностранных государств.

2.3. Реализация совместной образовательной программы ведется на основании договора о сетевой форме реализации образовательной программы между ОмГУ И организацией-партнером. Учебный план совместной образовательной программы утверждается Ученым советом ОмГУ и организациями-партнерами.

2.4. Индивидуальные учебные планы студентов и аспирантов, обучающихся в принимающей организации по образовательным программам направляющей организации, утверждаются Ученым советом факультета (института) ОмГУ и уполномоченным органом управления (должностным лицом) принимающей организации.

2.5. При разработке программ академической мобильности подразделения Университета осуществляют следующие функции.

2.5.1. Учебное поцразделение:

а) определяет целесообразность реализации программы;

6) разрабатывает и согласовывает с организацией-партнером учебный план, либо индивидуальный учебный план обучения в принимающей организации с учетом трудоемкости и содержания дисциплин, шкалы оценок;

в) разрабатывает и согласовывает с планово-экономическим отделом ОмГУ проект сметы на реализацию образовательной программы академической мобильности;

г) согласовывает с проректором по внеучебной и социальной работе условия размещения студентов и аспирантов направляющей организации в ОмГУ;

д) проводит анализ результатов реализации образовательной программы.

2.5.2. Учебный отдел (отдел аспирантуры и докторантуры):

а) разрабатывает формы учебно-методических документов для программ академической мобильности;

б) проводит экспертизу учебных планов и рабочих программ дисциплин по совместным образовательным программам на предмет соответствия федеральным государственным образовательным стандартам;

в) оказывает учебным подразделениям методическую помощь по разработке программ академической мобильности.

2.5.3. Управление международного сотрудничества:

а) не реже двух раз в год доводит до учебных подразделений информацию о действующих договорах Университета, предусматривающих возможность реализации программ академической мобильности;

б) проводит работу по перезаключению и пролонгации действующих договоров, предусматривающих возможность реализации программ академической мобильности;

в) готовит проекты договоров о сетевой форме реализации совместных образовательных программ;

г) осуществляет (при необходимости) работу по переводу учебно-методической и иной документации образовательной программы на иностранный и русский языки.

Планово-экономический отдел:

а) осуществляет расчет стоимости совместной образовательной программы для студентов, аспирантов направляющей и принимающей организации и согласовывает с учебным подразделением проект сметы на реализацию образовательной программы академической мобильности;

б) определяет источники финансирования совместной образовательной программы;

в) проводит экономической анализ реализации совместной образовательной программы.

3. Порядок организации академической мобильности

3.1. С целью информирования студентов, аспирантов о программах академической мобильности управление международного сотрудничества не реже двух раз в год размещает на сайте университета и доводит до учебных подразделений университета следующую информацию:

Перечень организаций, с которыми Университет реализует программы академической мобильности, с указанием:

а) наименования программ;

б) продолжительности и сроков реализации программ академической мобильности;

в) требований к кандидатам, в том числе количества выделяемых квот (при наличии);

г) источников финансирования участия в программе (средства Университета, физического лица, целевые средства, средства принимающей организации, а также их сочетание), стоимости программы и порядка оплаты;

д) пакета необходимых документов (перечень, формы), сроки предоставления в управление международного сотрудничества кандидатами на участие в программе;

е) контактной информации работника, ответственного за организацию программ академической мобильности.

3.2. К участию в программах академической мобильности с выездом в принимающую организацию допускаются студенты и аспиранты ОмГУ, не имеющие академической задолженности и подтвердившие знание иностранного языка (при необходимости). Уровень владения иностранным языком определяется кафедрой иностранных языков Университета, если иное не предусмотрено требованиями к кандидатам на участие в программе академической мобильности.

3.3. При наличии ограниченного количества мест на обучение у принимающей организации, а также при финансировании программ академической мобильности с привлечением средств Университета, решение об отборе студентов и аспирантов принимается конкурсной комиссией, создаваемой приказом ректора. При принятии решения учитываются результаты научной (творческой) деятельности кандидата, мотивированное обоснование участия в программе академической мобильности, ожидаемые конкретные результаты участия в программе.

3.4. При реализации программ академической мобильности с иностранными организациями-партнерами управление международного сотрудничества:

а) оказывает студентам, аспирантам Университета помощь в оформлении документов для получения визы;

б) оформляет документы для получения приглашения на въезд на территорию Российской Федерации иностранных студентов, аспирантов;

в) консультирует студентов, аспирантов ОмГУ по вопросам пребывания на территории иностранных государств и студентов, аспирантов иностранных организаций — по вопросам пребывания на территории Российской Федерации.

3.5. В случае реализации совместной образовательной программы студент, аспирант Университета зачисляется на совместную образовательную программу приказом ректора. Основанием для издания приказа являются:

а) договор о сетевой форме реализации образовательной программы между ОмГУ и организацией-партнером;

б) учебный план совместной образовательной программы;

в) заявление студента, аспиранта установленной формы;

г) оплата стоимости участия В программе за один семестр в ОмГУ, если в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ и/или локальных нормативных актах ОмГУ не установлено иное;

д) пакет документов, предусмотренный требованиями к кандидатам на участие в программе, в соответствии с п. 3.1 и 3.2 настоящего Положения;

е) выписка из протокола заседания конкурсной комиссии (при необходимости).

3.6. Направление студента, аспиранта Университета на обучение в принимающую организацию осуществляется приказом ректора. Основанием для издания приказа являются:

а) заявЛение студента, аспиранта установленной формы;

б) согласованный ОмГУ и принимающей организацией индивидуальный учебный план обучения в принимающей организации, либо план совместной образовательной программы;

в) приложение к договору о сотрудничестве между ОмГУ и принимающей организацией, договор о сетевой форме реализации образовательной программы, либо иной документ, определяющий порядок пребывания студента, аспиранта Университета в принимающей организации (включая условия проживания, стоимость обучения, медицинское обслуживание и др.).

г) выписка из протокола заседания конкурсной комиссии (при необходимости).

д) ксерокопия приглашения на въезд на территорию иностранного государства (при необходимости).

3.7. По представлению декана факультета (директора института), студенту, аспиранту, выезжающему в принимающую организацию, может быть установлен индивидуальный план и график учебного процесса обучения в ОмГУ:

3.8. Допуск студента, аспиранта направляющей организации к занятиям в Университете в рамках реализации программ академической мобильности осуществляется приказом ректора. Основанием для издания приказа являются:

а) заявление студента, аспиранта установленной формы;

б) согласованный ОмГУ и направляющей организацией индивидуальный учебный план обучения в ОмГУ, либо план совместной образовательной программы;

в) приложение к договору о сотрудничестве между ОмГУ и принимающей организацией, договор о сетевой форме реализации образовательной программы, либо иной документ, определяющий порядок пребывания студента, аспиранта направляющей организации в ОмГУ (включая условия проживания, стоимость обучения, медицинское обслуживание и др.).

г) ксерокопия разрешения на въезд в Российскую Федерацию (при необХОДимости).

3.9. Во время пребывания студента, аспиранта ОмГУ в принимающей организации, а также во время пребывания студента, аспиранта направляющей организации в ОмГУ, декан факультета (директор института), на котором обучается студент (аспирант), назначает куратора программы академической мобильности, в обязанности которого входит контроль учебных действий студента (аспиранта) со стороны Университета и, при необходимости, согласование с организацией-партнером изменений в индивидуальном учебном плане студента (аспиранта).

3.10. По завершении периода обучения студента, аспиранта направляющей организации в Университете, ему выдается документ установленного образца с указанием перечня изученных дисциплин, курсов, модулей, иных видов учебной работы с указанием их трудоемкости и результатов освоения.

3.11. По завершении периода обучения студента, аспиранта ОмГУ в принимающей организации он представляет в деканат факультета (института) документ принимающей организации, содержащий перечень изученных дисциплин, курсов, модулей, иных видов учебной работы с указанием их трудоемкости и результатов освоения.

3.12. Аттестационная комиссия факультета проверяет соответствие представленного документа об обучении индивидуальному учебному плану и готовит приказ о зачете результатов освоения обучающимся учебных дисциплин, курсов, модулей, иных видов учебной работы в принимающей организации. Документ об обучении в принимающей организации хранится в личном деле студента, аспиранта. Порядок работы аттестационной комиссии определяется Положением об аттестационной комиссии, утверждаемым приказом ректора.

3.13. В случае осуществления академической мобильности с привлечением средств Университета, финансовый отчет о поездке установленного образца представляется в управление бухгалтерского учета и отчетности.

4. Заключительные положения

4.1. Настоящее Положение вступает в силу с 1 сентября 2013 г., но не ранее дня его опубликования в газете «Омский университет».

4.2. Конкретизация установленного в настоящем Положении порядка разработки и реализации программ академической мобильности студентов и аспирантов может осуществляться в договорах ОмГУ с организациями-партнерами.

Оригинал